3D моделирование в LightWave 8

         

Основные атрибуты поверхности

При создании поверхности большая часть времени уходит на работу с вкладкой Basic (Основные). Здесь задаются основные параметры поверхности, начиная от цвета и уровня прозрачности и заканчивая светимостью. Для определения внешнего вида поверхности можно использовать все двенадцать параметров, расположенных на вкладке Basic:

Рис. 12.8. Сфера расположенная слева, создана с настройками по умолчанию, а у той, что справа, параметр Luminosity равен 100%
Color (Цвет). Определяет основной цвет поверхности. Его можно указать двумя способами: ввести значения красного, синего и зеленого компонентов в соответствующее поле или выбрать нужный цвет из системного цветоподборщика;

Luminosity (Светимость). Определяет яркость или светимость поверхности (рис. 12.8). Это свойство очень удобно использовать при создании всевозможных ламп и блестящих жидкостей, поверхности которых светятся вне зависимости от внешних источников света. Однако если при этом не применять свойство Radiosity, то свечение поверхности не будет влиять на освещенность окружающих ее объектов;

Diffuse (Диффузия). Здесь указывается коэффициент поглощения света поверхностью. Чем меньше значение это

го параметра, тем больше поверхность поглощает падающий на нее свет. Данная настройка обычно используется вместе с текстурами, чтобы создать более темные детали (по сравнению с общей цветовой гаммой), например, налет грязи и т.п.;
Specularity (Зеркальность). Задает отражающую способность поверхности (рис. 12.9). Если этому параметру присвоить большое значение, на поверхности появятся блики. Важно отметить, что в отличие от настройки Reflection в Layout, Specularity не оказывает влияния на окружающие поверхности. Данный параметр используется для имитации стекла, бриллиантов и т.п.;

Рис. 12.9. Сфера расположенная слева, создана с настройками по умолчанию, а у той, что справа, параметр Specularity равен 100%. Обратите внимание на блик
Glossiness (Глянец). Здесь указывается размер блика на зеркальной поверхности: чем больше Значение параметра, тем меньше размер блика (рис. 12.10). Чтобы использовать эту настройку, сначала нужно определить параметр зеркальности;

Рис. 12.10. Значение параметра Glossiness сферы справа составляет 100%, а слева - 25%
Reflection (Отражение). Как видно из названия этого параметра, он определяет степень отражения (рис. 12.11). Чем выше его значение, тем больше поверхность похожа на зеркало. Чтобы отражение появилось на поверхности, необходимо использовать метод трассировки лучей или средства вкладки Environment (Окружение);

Рис. 12.11. Сфера слева имеет параметр Reflection по умолчанию,а справа - 75 %, поэтому она отражает окружающие элементы
Transparency (Прозрачность). С помощью этого параметра создаются прозрачные поверхности, сквозь которые можно увидеть элементы заднего плана (рис. 12.12). Используйте данную настройку для имитации стекла, жидкостей и газа;

Рис. 12.12. Сфера расположенная слева, создана с настройками по умолчанию, а у той, что справа, параметр Transparency равен 50%
Refraction index (Показатель преломления). Луч света при прохождении через полупрозрачные поверхности (например, воду или стекло) искривляется (рис. 12.13). Данный параметр определяет степень искажения, возникающего при использовании этого эффекта. Для воды значение этого коэффициента составляет 1.333, для стекла - 1.5, для воздуха - 1.0003. Необходимо отметить, что преломление будет заметно лишь при активной опции Ray-Traced Refraction (Трассировка преломления лучей). Более подробно параметр описан в справочном руководстве пользователя LightWave 3D;

Рис. 12.13. Изменяя значение параметра Refraction index, вы определяете, как свет будет проходить через поверхность. В данном случае оно составляет 0,75
Translucency (Полупрозрачность). Здесь указывается, как лучи будут проходить через прозрачную поверхность. В качестве примера рассмотрим шторку. Свет лампы проходит через штору, при этом передаются все цвета и тени, а на поверхности появляется силуэт (рис. 12.14). Данный параметр незаменим при имитации тонких материалов, например, кожи, мембран, торшеров, занавесок и т.п.;

Рис. 12.14. Значение параметра прозрачности составляет 75%. Тень проходит через полигон, и на затененной поверхности шторы создается силуэт
Bump maps (Карты вдавливания). Используя различные текстурные методы (о них речь пойдет далее), в LightWave можно имитировать вмятины на поверхности, которые, например, образовались после удара (рис. 12.15). Этот параметр применяется при создании различных дефектов поверхности: ям, кратеров, потрескавшейся штукатурки и т.п. Но помните, что создаваемые таким образом эффекты являются оптическими и никак не влияют на исходную геометрию;

Рис. 12.15. Параметр вдавливания можно использовать для детализации поверхности
Smoothing (Сглаживание), Smoothing Threshold (Порог сглаживания). С помощью этого эффекта можно сгладить грани между полигонами (рис. 12.16). Величина угла между двумя соседними полигонами сравнивается со значением, установленным в Smoothing Threshold. Если она не превосходит данное значение, то LightWave сгладит границу между этими гранями. Как и при использовании Bump maps, при этом не производятся дополнительные построения, и исходная геометрия не изменяется;

Рис. 12.16. Параметр Smooth определяет степень сглаживания поверхности
Double Sided (Двусторонний). По умолчанию полигон имеет только одну сторону (нормаль указывает на активную сторону). Это означает, что какие-либо инструменты и текстуры можно применить только к одной стороне (подробнее читайте в главе 4). Если отметить галочкой данную опцию, LightWave будет рассматривать полигоны как двусторонние объекты. Это означает, что все настройки, произведенные для одной стороны, будут автоматически применены и к другой.

Настройка параметров поверхности

Для определения большей части перечисленных атрибутов используются стандартные средства управления (рис. 12.17):

Рис. 12.17. Каждый из атрибутов поверхности можно настроить несколькими способами
Value (Значение). Здесь указывается либо абсолютное, либо относительное значение. Для большинства атрибутов вкладки Basic (Основные) эта величина определяет степень проявления того или иного свойства. Чтобы изменить значение, следует ввести его в числовом поле или установить с помощью стрелок, расположенных рядом с числовым полем. Практически всем параметрам допускается присваивать превышающие (более 100%) значения или даже отрицательные;

Envelopes(E) (Зависимости). При щелчке по этой кнопке открывается окно Graph Editor (Редактор кривых), в котором можно задать изменение того или иного атрибута с течением времени;

Textures (T) (Текстуры). Данная кнопка открывает окно Texture Editor (Редактор текстур). Этот инструмент позволяет совершенствовать поверхности, добавлять изображения, текстуры, градиенты и т.д.

Рис. 12.18. В окне предварительного просмотра отображается редактируемая поверхность

В Surface Editor есть несколько простых способов определить параметры поверхности, при этом наблюдая за вносимыми изменениями. Над элементами управления расположено окно предварительного просмотра (рис. 12.18). В нем изображена сфера (по желанию ее можно заменить кубом), параметры поверхности которой совпадают с параметрами редактируемой вами поверхности. Но на самом деле окно не дает полного представления о том, как будет выглядеть поверхность после визуализации, зато оно позволяет правильно оценить целесообразность использования того или иного эффекта в сцене. Второй способ сразу увидеть результат - использовать OpenGL Viewport (Окно проекции OpenGL). При настройке атрибутов поверхности можно непосредственно наблюдать за изменениями. Но из-за существующих ограничений OpenGL вы не увидите никакого эффекта при настройке параметров Reflection (Отражение), Refraction index (Коэффициент преломления), Translucency (Полупрозрачность) и Bump mapping (Карта вдавливания). Третий способ предварительного просмотра - использование окна Viper, о нем будет рассказано несколько позже.
Теперь перейдем к декорированию поверхностей.

Настройка Surface Editor

1. Загрузите Eyeball.lwo в Layout. 2. Из выпадающего меню вида в окне проекции (рис. 12.19) выберите пункт Camera View (Вид камеры) или нажмите клавишу 6.

Рис. 12.19. Чтобы изменить текущий вид в окне проекции, из выпадающего меню выберите пункт Camera View
3. Щелкните по кнопке Camera (Камера), расположенной в нижней части экрана (рис. 12.20), или нажмите клавиши Shift+C. Layout перейдет в режим камеры.

Рис. 12.20. Переключите Layout в режим Camera, щелкнув по кнопке, расположенной в нижней части экрана
4. Щелкните по кнопке Window, затем найдите пункт Motion Options (Настройки движения) на панели инструментов или нажмите клавишу М. Откроется диалоговое окно Motion Options.
5. Из выпадающего меню Target Item (Целевой элемент) выберите пункт Eyeball (рис. 12.21). Направив камеру на Eyeball, вы всегда сможете наблюдать этот объект в окне проекции.

Рис. 12.21. Из выпадающего меню Target Item, расположенного в окне Motion Options, выберите пункт Eyeball
6. Щелкните по кнопке Surface Editor (Редактор поверхности) на панели инструментов или нажмите клавишу F5. Откроется окно Surface Editor.
7. Перейдите на вкладку Items (Элементы), затем щелкните по кнопке Move (Переместить) на панели инструментов и переместите камеру в такое положение, чтобы вы могли видеть и объект Eyeball, и окно Surface Editor.
8. Из выпадающего меню File (Файл) выберите пункты Save -> Save As (Сохранить -> Сохранить как) или нажмите клавишу S. Откроется диалоговое окно Save Scene As (Сохранить сцену как).
9. Назовите сцену Eyeball_setup.lws и щелкните по кнопке ОК.
Итак, вы настроили рабочую область. Теперь можно переходить непосредственно к настройке параметров поверхности. Прежде всего следует определить ее цвет. Затем добавить немного свечения, чтобы имитировать влажную поверхность глазного яблока. И наконец, сгладить неровности.

Изменение цвета поверхности

1. Настройте рабочую область, выполнив процедуру «Настройка Surface Editor». Первая поверхность объекта должна быть уже выделена в списке поверхностей (если нет, то щелкните по строке списка с именем Eyeball).
2. В поле Color (Цвет) щелкните по Красному компоненту и, перемещая мышь, установите его значение равным 255 (рис. 12.22).

Рис. 12.22. Установите значение красного компонента равным 255
3. Выполните шаг 2 для синего и зеленого компонентов. В сочетании они дадут белый цвет.
4. В списке поверхностей выберите пункт Pupil.
5. Щелкните по кнопке каталога цветов, расположенной справа от поля компонентов. Откроется системный цветоподборщик (рис. 12.23).

Рис. 12.23. С помощью системного цветоподборщика определите цвет поверхности
6. Выберите черный цвет и щелкните по кнопке ОК, чтобы закрыть окно цветоподборщика.
7. Выполните шаги 5 и 6 для поверхности Iris, выбрав один из оттенков зеленого.
8. Обновите изображение, нажав клавишу F9 (рис. 12.24).

Рис. 12.24. Предварительный просмотр позволяет оценить результат
9. Из выпадающего меню File (Файл) выберите пункты Save -> Save Object (Сохранить -> Сохранить объект). На данном шаге объект сохраняется с новой информацией о его поверхностях. Если нажать клавишу S, то сохранится только сцена, при этом информация о поверхностях будет утеряна.

Сортировать список поверхностей можно несколькими способами. Чтобы изменить порядок следования поверхностей в списке, а также их отношения с объектами, используйте элементы управления Edit By (Редактировать по), Filter By (Фильтровать по) и Pattern (Шаблон), которые расположены в левом верхнем углу Surface Editor. Это особенно полезно, если в сцене задействовано много поверхностей.

После определения цветов поверхностей можно задать параметры сглаживания и имитации влажности. Так как это необходимо сделать для всех трех поверхностей объекта, нужно выделить их в списке поверхностей.

Одновременное изменение атрибутов нескольких поверхностей

1. Загрузите файл Eyeball_setup.lws в Layout.
2. Щелкните по кнопке Surface Editor (Редактор поверхностей) на панели инструментов или нажмите клавишу F5. Откроется окно Surface Editor (Редактор поверхностей).
3. В списке поверхностей, удерживая нажатой клавишу Shift или Ctrl, щелкните по каждой поверхности, чтобы выделить их (рис. 12.25).
4. Отметьте галочкой опцию Smoothing (Сглаживание) - рис. 12.26.

Рис. 12.25. В списке выделите группу поверхностей

Рис. 12.26. Отметьте галочкой опцию Smoothing, чтоба сгладить все три поверхности
5. В поле Specularity (Зеркальность) введите значение 50% (рис. 12.27). Это создаст блик на каждой поверхности, отражающий падающий свет.
6. В поле Glossiness (Глянец) введите значение 75%, уменьшив таким образом размер блика (рис. 12.28).

Рис. 12.27. Присвойте параметру Specularity значение 50%

Рис. 12.28. Присвойте параметру Glossiness значение 75%
7. Чтобы сохранить внесенные изменения, из выпадающего меню File выберите пункты Save -> Save Current Object (Сохранить -> Сохранить текущий объект).
8. Обновите изображение, нажав клавишу F9 (рис. 12.29).

Рис. 12.29. Обновите изображение, чтобы оценить результат произведенных настроек

Можно копировать и вставлять атрибуты поверхностей, щелкнув правой кнопкой мыши по списку.


Содержание раздела